Хошеутовский хурул
В буддизме есть традиция воздвигать памятники не только в честь трагических событий, но и радостных, созидательных. Калмыцкий храм-памятник Хошеутовский хурул был воздвигнут в 1814-1818 годах в честь победы русских войск над Наполеоном в Отечественной войне 1812 г.
После победы над Наполеоном князь Тюмень был приглашен Александром I в Санкт-Петербург для вручения наград и там был поражен величием Казанского собора - одним из центральных мест проведения торжеств, ставшим памятником русской воинской славы. Здесь хранились знамена неприятеля, ключи от французских городов. Его прекрасные дугообразные колоннады напомнили ему родовой знак князей Тюменей - натянутый лук. Атмосфера всеобщего ликования, царившая в Петербурге в те дни, а также гордость за калмыцкий народ, ощущение его причастности к великой победе породили у Батур-Убуши мысль о создании подобного монументального строения в родных степях. Вернувшись в ставку, Серебджаб Тюмень решил возвести в своем улусе своеобразный калмыцкий храм-памятник.
Автором проекта Хошеутовского Хурула явился его двоюродный брат нойон Батыр Убуши Тюмень - известный исследователь истории калмыков и просветитель. В основу проекта легла композиционная схема Казанского собора, столь полюбившаяся ему. Но это не было слепым заимствованием. Батур-Убуши внес в архитектуру храма заметный восточный колорит. Это удалось ему во многом благодаря сотрудничеству с буддийским монахом Гаван Джимбе, который незадолго до того совершил паломничество в Тибет и Монголию.
Монастырский ансамбль Хошеутовского хурула состоял из главного каменного храма (сюмэ), двух часовен (цаца), выполненных в русском и монголо-тибетском стиле, а также нескольких хозяйственных построек и брусчатой ограды на кирпичных столбах.
Так, идея создания храма, глубоко интернациональная по своей сути, отражающая союз калмыцкого и русского народов, нашла органичное воплощение в облике Хошеутовского Хурула - храма единства калмыцкого и русского народов, симбиоз православно-храмовой и буддийской архитектур.
Будучи человеком военным, Батур-Убуши не располагал достаточными средствами для столь крупного строительства. Поэтому по возвращении из Петербурга он рассказал о своем замысле брату Серебджабу, который поддержал его и согласился принять на себя часть расходов, а остальные средства были получены от добровольных пожертвований калмыцкого народа.
Так, в начале позапрошлого века на левом берегу Волги, на месте, связанном со многими событиями в истории взаимоотношений калмыцкого и русского народов, был воздвигнут памятник их дружбы и боевого братства - Хошеутовский хурул.
Строительство храма было начато в 1814 году. Хошеутовский Хурул заложили вблизи Тюменевки, на месте старого деревянного культового сооружения, куда на хранение было сдано пробитое французскими пулями походное знамя Второго калмыцкого полка. Строители были местные. Вероятно, и кирпич изготавливали где-то поблизости. Почти на каждом кирпиче оттиснут выпуклый рисунок лука со стрелой. Это священная родовая тамга хошеутовских нойонов Тюменей -- знак рода, еще в далекой Джунгарии прославившегося своими воинами, которых часто ставили во главе боевого клина.
Рассказывают, что в 1858 году здесь был Александр Дюма старший, В.И. Ленин приезжал с молодой женой навестить землю предков. Приезжала в Хошеутовский Хурул принцесса из Китая - прямой потомок князей Тюменей. Также приезжала делегация из Индии, из Калмыкии каждый год приезжают священнослужители на автобусах.
Древние мастера знали свое дело, строили основательно, так что за эти годы Хошеутовский хурул не смогли разрушить, несмотря на неоднократные попытки, ни при Советской власти, ни при трагическом моменте в истории калмыцкого народа - выселении калмыков в Сибирь, когда на их землю вернули других скитальцев, русских христиан-старообрядцев, гонимых и преследуемых ранее "своим" тираном.
В тридцатые годы прошлого века Хошеутовский хурул приспособили под клуб, в пятидесятые - под зерносклад. В шестидесятые понадобился кирпич на колхозный коровник - с этой целью разобрали малые башни и галереи, что нанесло культурному комплексу огромный ущерб. Потом российскую святыню забросили, и она долго стояла без замков, без запоров. Сюда заходили все кому не лень. Воры разбирали крышу, сделанную из меди.
Построенный почти два века назад Хошеутовский хурул как символ братства двух народов храм и сейчас несет свою миссию единства. Президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов, недавно посетивший хурул, сказал: «Хошеутовский хурул - это наши корни, которые нельзя забывать. Ведь хурул - не только историческая ценность, но и то, что навсегда связывает нас с Россией».
После своего открытия в 1818 году и вплоть до 1917 года Хошеутовский хурул являлся одним из основных храмов буддистской общины Астраханского региона. Однако после революции он был закрыт, и на протяжении всего ХХ века по назначению не использовался и не реставрировался.
В круглом башенном входе каменного храма еще можно видеть изображение журавлей и человека, летящего на птице. Чуть выше располагается плохо сохранившийся полукруглый живописный фриз, образованный размытыми теперь очертаниями пяти человеческих фигур.
Особой выразительностью отмечено изображение танцующего монаха в длинном халате, подвязанном кушаком. Поза его исполнена живой непосредственности движения. В высоко поднятой руке он держит небольшое круглое зеркальце, заставляющее вспомнить один из атрибутов шамана. На плече монаха - шестилапая лягушка, на которой согласно калмыцкой космогонии держится земной материк. Вторая слева фигура в противовес первой исполнена статики. Это мужчина с умным выражением бесстрастного лица, сидящий на сложенных по-калмыцки ногах. Одет он в богатый халат, расшитый драконами, на голове у него калмыцкая «хаджилга», четырехугольная шапка с красной круглой кистью на макушке. Скорей всего, это - портрет конкретного и, по всей вероятности, светского человека, имевшего непосредственное отношение к строительству храма. Может быть, сам нойон Серебджаб Тюмень, или его брат Батыр-Убаши Тюмень, руководившие строительством храма и всего хурульного комплекса. На коленях изображенный придерживает двумя руками развернутый свиток, который может быть и планом - проектом храма.
Центральная третья фигура из пяти сохранившихся своими очертаниями напоминает Белого Старца с посохом. Остальные фигуры едва различимы. Весь фигурный ряд дан в раме цветочного орнамента, выполненного трафаретом. Многочисленные росписи, по свидетельствам очевидцев, покрывавшие другие поверхности стен центрального здания Хошеутовского хурула снаружи и в интерьере, не сохранились.
Не сохранились и изображения львов внизу перегородки, отделяющей среднюю часть хурула от святилища. Хорошо просматриваются эти изображения на рисунках братьев - художников Г.Н. и Н.Н. Чернецовых, ныне хранящихся в собрании Государственного Русского Музея. Они побывали в Тюменевке, так называлось село во второй половине XIX века, оставив после себя интересный краеведческий материал о калмыках, зафиксированный в графических произведениях.
Явственно выражен фольклорный характер стенных росписей Хошеутовского хурула, по-лубочному непринужденных и красочных. Отсутствие в фигурных композициях классических персонажей пантеона - будд и бодхисаттв можно объяснить существованием у калмыков в XVIII - начале XIX в.в. развитой системы добуддийских воззрений. Их длительному сохранению способствует удаленность Калмыкии от традиционных культурных центров буддизма, и в связи с этим ослабление, а затем и прекращение контактов с Монголией и Тибетом. Все это оказывало непосредственное влияние на дальнейшее развитие культового искусства.
В августе 2004 года был создан попечительский совет по восстановлению Хошеутовского хурула. В интернете можно увидеть множество статей 2006-2007 годов, в которых обещают окончание ремонтных и реставрационных работ к 2009 году - году 400-летия добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российской империи. А сейчас молчание...
Использовались фотоматериалы с сайта geocaching.suИсточник: Хошеутовский хурул
Это интересно: отдых на волге рыболовные базы