Цвет приманки
Расцветка - одна из характерис- тик приманки, на которую рыболов сначала направляет внима- ние при анализе собственных фурроров либо неудач. Но, недостаточно просто посмотреть на блесну пристально, чтоб одноз- начно утверждать о данном цвете либо сочетании цветов, как о самом действенном. Нужно осознать, в каких критериях и какими живыми организмами должна будет восприниматься приманка, и как она смотрится «глазами рыбы»?
Зрение и цветопередача в воде
Для начала попробуем осознать, как рыба способна воспринять наши изыски в области цвета. Будем отталкиваться от нашей возможности различать цвета. Рыбий глаз не так очень отличается от людского. В нем есть такие же палочки, отвечающие за «сумеречное» черно-белое зрение, и колбочки, работающие только при значимой освещенности, зато дозволяющие созидать детально и в цвете. Спектр длин волн видимого света у нас и у рыб приблизительно схож. Подобно нам, рыбы воспринимают определенную комбинацию красноватого, зеленоватого и голубого цветов, как белоснежный цвет. У нас колбочки сосредоточены, в главном, в центральной области глазного дна; у рыб тоже есть зоны завышенной концентрации колбочек, но колбочки распределены по глазному дну более умеренно. Потому у нас зрение острее, зато рыбе не нужно крутить головой, отслеживая стремительно передвигающийся объект.
У нас меняется форма хрусталика на более либо наименее выпуклый, у рыб сферический хрусталик может сдвигаться вперед- вспять (вглубь-наружу). Потому рыбы могут во всех деталях рассматривать предметы, находящиеся в 5 и даже меньше сантиметрах от глаз (для людей малое расстояние - около 20 см). Рыба не может прищуриться, зато ее глаз защищен от очень броского света слоем пигментного эпителия, содержащего меланин. Особенности зрения рыб в значимой степени определяются средой обитания; можно сказать, что живущие в схожих критериях рыбы и лицезреют приблизительно идиентично.
С научных позиций, зрение рыб исследовано еще недостаточно много. Но рыболов-практик имеет право считать, что в прозрачной воде при значимой освещенности, на расстоянии от 25 см до нескольких метров, рыба лицезреет так, как человек в воздухе. Но побеседуем о реальных критериях... Представьте для себя: густой, окрашенный туман, сверху - большущее зеркало с дыркой в центре. Это при гладкой поверхности воды. При ряби (тем паче волне) возникают блики... и появляется желание прямо за Ю. Шумаковым («Лососевые мушки: цвет и контраст», «Рыболов- Элит», 2/2000) пользоваться советом доктора М. Харпера: принять аспирин, лечь в кровать и подождать, пока неестественные мысли рассеются.
Цветопередача в аква среде - широкий раздел физики. Если мне удалось уверить Вас в него не углубляться, советую ограничиться констатацией обычного факта: с ростом глубины освещенность стремительно падает, чем мутней вода, тем быстрей это происходит, чем меньше длина волны, тем поглубже свет просачивается в воду, чем больше глубина, тем посильнее цвет хоть какого предмета отличается от его цвета на поверхности. Полностью может быть, что идиентично окрашенные на поверхности предметы будут по-разному покрашены на глубине.
При ярчайшем дневном свете различия в их возможности отражать недлинные световые волны не видны, но по мере отфильтровывания водой длинноватых световых волн они становятся все более явны (эффект «голубой крови»). Увлекательную идею выдвинул Ф. Петерсен в статье «Магия красок» («Рыбачьте с нами», 12/2003). Многие краски под воздействием ультрафиолета сияют. Если рыболовная приманка окрашена таковой краской, то это свечение будет восприниматься рыбой на большей глубине, чем цвета видимого диапазона.
Восприятие приманки рыбой: роль цвета
Зрение - не единственный орган эмоций, на который действуют наши приманки. Может быть, даже не основной. В размеренной воде при хоть какой освещенности первыми обнаруживают приманку слух и боковая линия. Если акустический образ приманки рыбу устраивает, она стремится с ним сблизиться (либо ожидает, пока приманка приблизится) и в некий момент начинает созидать силуэт приманки. Если он тоже «нравится» рыбе, сближение длится. Увидит ли рыба приманку «в цвете», какой она ее увидит, находится в зависимости от освещенности, фона, скоростей приманки и рыбы и т.д. Можно представить, что в бурно текущей, прозрачной воде роль зрения сравнимо выше, но фактов, подтверждающих это, у меня нет.
Очень принципиальным является понятие фона. Допустим, мы проводим приманку вполводы повдоль стенки тростника. Она будет смотреться по различному для рыб, находящихся в тростнике либо на открытой воде, у дна либо у поверхности. Более приметной приманка будет на контрастном по отношению к ней фоне. Если рыба стоит вполводы на границе тростника, то наибольшим расстояние «визуального контакта» будет не просто для самых ярчайших приманок, но для тех, цвет которых близок к цвету воды, выполняющей роль цветофильтра. В мутном торфянике рыба оранжевую приманку увидит легче, чем голубую, а в глубочайшем прозрачном озере - напротив. «Спрятать» же приманку можно, точно подобрав ее цвет под цвет воды, или выбрав мерклый цвет обратной тональности.
Когда рыба лицезреет приманку на фоне дна, неба либо аква растительности, ситуация значительно усложняется. Из-за неоднородности фона избрать «правильный» цвет очень тяжело. Проще работать с разноцветными приманками: контрастными двуцветными - для увеличения «заметности», камуфляжными разноцветными - для понижения.
Тяжело сказать, в какой степени скорость и неравномерность движения приманки оказывает влияние на восприятие рыбой ее цвета. Ю. Шумаков (в вышеупомянутой статье) высказывает мировоззрение, что за счет многоцветности можно «размыть» контур приманки и сделать таким макаром иллюзию резвого движения, побуждающую рыбу к незамедлительной атаке.
Большая часть профессионалов рыболовов сходятся во мировоззрении, что малозаметные для человека аспекты расцветки значительно оказывают влияние на восприятие приманки рыбой; другими словами идет речь быстрее об колерах, чем о цветах, и быстрее о деталях расцветки, чем об общем ее тоне. В статье «Цветы для бронзового басса» («Рыбачьте с нами», 9/2002) Мэт Стро цитирует эксперта-рыболова Гвидо Хидена: «Не знаю, почему всего только малозначительные конфигурации цвета так завлекают окуня, но я уверен, что это по сути так. Неувязка как раз в том, что многие рыболовы красят всю приманку либо весь хвостик, тогда как маленькая подрисовка обычно более продуктивна».
Заметность и привлекательность
Вероятнее всего, не существует цвета, который рыба (пусть даже определенного вида) предпочитает всегда и всюду. Рискну представить, что все известные нам на сегодня универсальные цветовые пристрастия рыб есть итог одностороннего осознания других, более глубочайших особенностей рыбьего поведения. К примеру, Ф. Петерсен («Рыбачьте с нами», 12/2003, стр. 51, 53) утверждает, что цвет «шартрез» - лучший для судака. В развитие его идеи о свечении приманок К.Кузьмин инспектировал бледно-розовые твистеры с близким к «шартрезу» свечением в ультрафиолете и отыскал, что они никак не ужаснее («Цвет: минимум магии и максимум объективности», «Рыбачьте с нами», 2/2004). Не знаю, каким будет последующий шаг на пути приближения к правде, но не сомневаюсь: этот шаг - не последний.
Встречаются и прямые противоречия. Д. Зворыкин на основании «лабораторных экспериментов», на которые не худо бы дать более развернутую ссылку, утверждает в статье «Какой цвет «вкуснее» («Рыбачьте с нами», 8/2001), что для радужной форели, атлантического лосося, большеротого окуня и других (!) рыб большей привлекательностью обладает красноватый цвет, а меньшей - зеленоватый. С другой стороны, по словам М. Стро («Рыбачьте с нами», 9/2002), исследования в лаборатории доктора Л. Хилла проявили очевидное предпочтение окуня (по всей видимости, большеротого) к зеленоватому цвету по сопоставлению с красноватым и, в особенности, с желтоватым.
Более убедительны выражения с привязкой к типу водоема. Вот что пишет М. Стро («Рыбачьте с нами», 9/2002): «Как правило, окуневые приманки красноватого цвета бывают очень уловистыми на юге, оставляя окуня практически флегмантичным к ним на севере. Причина может заключаться в том, что обычно дно многих южных рек и водохранилищ покрывает слой красноватой глины, придающий воде красный либо ржаво-коричневый оттенок».
Не следует забывать о фоне. Д. Зворыкин в упоминавшейся выше статье пишет: «Оказалось (? - Неймарк А.), что чем выше контрастность приманки относительно фона, тем почаще она вызывает у рыбы недоверие и испуг». Будто бы правдоподобно, но... Г. Дуве и К. Хюзер окрашивают мертвую рыбку на снасточке в самые калоритные цвета и говорят, что клев от этого улучшается («Уловистые цветовые эффекты», «Рыбачьте с нами», 9/2003).
В критериях реальной рыбалки тяжело оценить привлекательность приманки в чистом виде. Далековато не всегда можно сказать с уверенностью, что, во-1-х, приманка увидена рыбой, а во-2-х, наше присутствие на поведение рыбы не оказывает влияние.
Потому почти всегда приходится иметь дело с результатом совместного воздействия на рыбу привлекательности и заметности приманки. На базе собственного опыта, общения со знакомыми и анализа рыболовной периодики, предлагаю принять, как рабочую догадку: чем приманка незаметнее, тем она красивее.
Не берусь категорически утверждать, что это правильно всегда и всюду. Но, догадка правдоподобна, доказана значимым объемом фактического материала и очень комфортна тем, что позволяет свести выбор приманки к поиску компромисса меж привлекательностью и заметностью.
На 1-ый план в этом поиске выходит вопрос активности рыбы. Многие создатели пишут, ну и само по себе кажется естественным, что для ловли активной рыбы приманка должна быть очень приметной. К примеру, при подходящем прогнозе клева поиск рыбы, в особенности стайной, лучше производить очень гулкой и вызывающе окрашенной приманкой.
Когда же свора найдена и локализована, есть смысл перейти на более умеренный вариант приманки и техники ее анимации, чтоб не только лишь «снять сливки» в виде самых активных рыб, да и совратить на поклевку наименее активных.
То же самое можно сказать об критериях ловли. На широких просторах Рыбинского моря либо Нижней Волги нет смысла «мельчить» и осторожничать с цветом, насыщенный поиск активной рыбы практически наверняка даст итог. И напротив, на маленький акватории, в особенности при ограниченной сложным рельефом дна либо зарослями травки видимости, да еще если погода изменяется, выбор меж заметностью и привлекательностью совершенно точно следует делать в пользу привлекательности.
Специфичность «вертушки»
Из всех рыболовных приманок «вертушка» меньше всего похожа снаружи на кормовой объект рыб, вообщем на что-либо, обычное рыбе. Разъяснить энтузиазм рыбы к таковой блесне с вращающимся лепестком можно или «узнаваемостью» акустического вида вертушки, или отсутствием прямой связи меж этим энтузиазмом и сходством приманки с любым аква организмом.
Это 1-ая причина, по которой я считаю цвет вертушки третьестепенным параметром уловистости.
2-ая причина - наличие стремительно вращающегося конструктивного элемента (лепестка), разглядеть который, как надо, рыба не может.
3-я - отсутствие в проводке вертушки пауз, позволяющих рыбе детально ее разглядеть.
Отношение к цвету приманки - смешная психическая иллюстрация на тему нескончаемой людской неудовлетворенности. Железный лепесток презентабельно поблескивает, и степень яркости этого блеска просто регулировать. Так нет же, мы наносим на лепесток прекрасный узор, при этом на внешнюю его сторону, хотя внутренняя сторона бывает обращена к атакующей рыбе еще почаще. В то же время, мормышки и вертикальные блесны проще всего отлить и раскрасить, но они нам не милы без железных коронок, при этом в особенности ценятся более трудные в изготовлении «двусторонние» мормышки и блесны с 2-мя коронками из различного металла.
Лично я считаю железный сияние очень желательным. Броский либо мерклый, исходящий от лепестка либо от сердечника, но он нужен. Блесна должна поблескивать! Д. Шабалин обрисовывает даже случай («Окунь не так прост, как кажется», «Рыболов-Элит», 3/1999), когда окунь клевал только на вертушки с рефлекс-фольгой на лепестке. И, пожалуй, тяжело оспорить лозунг В. Андреева «Внешний сияние и внутренняя скромность». Полностью разумно сделать внешнюю сторону лепестка - броской, чтоб привлечь рыбу с наибольшей дистанции, внутреннюю - мерклой, чтоб не отпугнуть приблизившуюся и готовящуюся к атаке «сбоку-сзади» хищницу либо хищника.
Хорошо согласуется с этим мировоззрение президента компании «Luhr Jensen» Фила Дженсена: «Я считаю, что у вертушек цвет тела важнее цвета лепестка. По гаммам всегда предпочту желтоватый, зеленоватый, время от времени темный. Если есть возможность ловить на посеребренные блесны... фуррор обеспечен, ведь отражающий эффект от хромовоникелевых поверхностей очень резкий» (Гигантов А., «Последний металлический могиканин», «Спортивное рыболовство», 4/2003).
Поиску связи меж клевом и цветом разных деталей сердечника я предназначил много времени. Толчком к тестам послужили мимо- ходом брошенные слова М. Зенкова, как будто знаменитый И. Челищев только высоко оценивает бусины «медового» цвета. Зная, как важны мелкие детали в оснащении крючка зимней безмотыльной мормышки, я попробовал использовать свои «зимние» выработки в конструировании вертушек.
В качестве базисных для тела сердечника были выбраны цвета латуни, свинца и матово-черный, с каждым цветом пробовались сочетания белоснежных, желтоватых, оранжевых, зеленоватых, темных и, естественно, медовых стеклянных бусин различного размера.
«Тестировал» мои вертушки, в главном, окунь, другими словами я пробовал их на всякой рыбе, но только окуня удалось изловить статистически важное количество, выражающееся четырехзначным числом.
Получен любознательный побочный итог: смена приманки приметно активизирует клев. Чередуя две приманки (в нашем случае - две однообразные вертушки различного цвета), всегда поймаешь больше, чем при ловле на всякую из их.
Что все-таки касается цвета - никакой понятной зависимости найти не удалось. Поточнее, не удалось сконструировать догадку, в которую уложились бы скопленные факты. Себе я решил только, что «пестрый» сердечник лучше одноцветного. Но даже это быстрее чувство, чем итог статистического анализа.
Справедливости ради нужно сказать, что таковой итог был с самого начала предсказан А. Акимовым, ну и сам я колебался, что зависимость будет просто выявлена. В подледной рыбалке еще проще поставить незапятнанный опыт. Можно попеременно опускать приманки в одну лунку, в то время как в спиннинге сделать две полностью однообразные проводки нельзя. Можно следить через лунку за рыбой, не пугая ее, а при ловле на спиннинг, видимая тобой рыба тоже тебя лицезреет и как-то на тебя реагирует. Ну и сама по для себя ограниченность зоны «вертикальной» ловли делает опыт чище. Потому я не огорчаюсь отсутствию резвого результата, а продолжаю попеременно ловить на вертушки, отличающиеся только цветом бусины перед тройником, и интенсивно пользуюсь водостойкими маркерами. Разные декорации на тройнике вертушки - отдельная тема.
Я ей фактически не владею, последние 10 лет ловлю на вертушки с нагим тройником. Могу сказать только, что нагой тройник не непременно стращает рыбу, он полностью может владеть и привлекающим эффектом, а если уж очень нужно соединить в одной приманке мушку либо «резинку» с вращающимся лепестком, лучше соединить их не поочередно, а через коромысло, как в «уголке» (спиннербейте). Попробую подвести результат, другими словами сконструировать в виде тезисов свое мировоззрение о цвете вертушки.
Попробую подвести результат, другими словами сконструировать в виде тезисов свое мировоззрение о цвете вертушки.
1. Чем больше акватория ловли, и чем выше ожидаемая активность рыбы, тем заметней должна быть вертушка.
2. Обычное правило «ниже освещенность - ярче приманка» не то, чтоб ошибочно, но правдой в последней инстанции не является.
3. Общий тон вертушки должен быть близок к тону воды, этим будут обеспечены и достаточная заметность, и сходство с раскраской обычного для рыбы «живого корма».
4. Более универсальны двух-трехцветные вертушки.
5. Наружняя сторона лепестка должна быть ярче внутренней - либо, во всяком случае, не тусклей.
6. Прекрасный узор на лепестке не нужен, важны только степень яркости и общий тон лепестка. Проще всего поменять эти характеристики, отчасти закрашивая лепесток водостойкими маркерами.
7. Пестрый сердечник лучше однотонного. С учетом п.4 лучше делать сердечник отчасти в тон лепестка, отчасти в тон (либо, напротив, в контраст) к ожидаемому фону.
8. Железный сияние не нужно убирать стопроцентно.
Могу уверенно советовать такие схемы: латунный лепесток с флюооранжевой наружной стороной, латунный сердечник, оранжевая либо темная бусина; блестящий лепесток с темной (зеленоватой) сетью на внутренней стороне (как вариант - темная сетка на наружной стороне и сплошь темная внутренняя), свинцовый сердечник, желтоватая, зеленоватая либо темная бусина.
И не могу удержаться, чтоб не сказать в итоге: неувязка цвета вертушки беспредельна, я и не возлагал надежды раскрыть ее глубоко в рамках статьи. Остались за кадром зависимости цвета от сезона, температуры воды, вида рыбы. К примеру, П. Бидрон («Серебряный ноябрь», «Рыбачьте с нами», 11/2004) советует в пери- од листопада большие серебристые вертушки. А В. Ольшанников («Разбор полетов, либо в чем вина «вертушки», «Рыбалка на Руси», 3/2004) обрисовывает рыбалку, на которой большой хариус клевал только на вертушки с ярко раскрашенным лепестком, а щука на их не ловилась, ловилась на другие.
Тот, кому получится соединить все это в систему, войдет в историю рыбной ловли. Да, что там скромничать, войдет в историю населения земли.